МБОУ СИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА |
|
Министерство образования Республики Саха (Якутия) Районное управление образования МР «Хангаласский улус» МБОУ «Синская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ «ЭКОТУРИЗМ – ЗАЛОГ СОХРАНЕНИЯ УНИКАЛЬНОЙ ПРИРОДЫ СИНСКА И ЕГО ОКРЕСТНСТЕЙ»
Научный руководитель: Соломонов Никита Гаврилович, член-корреспондент РАН, академик АН РС(Я), профессор Выполнили: Семенов Николай Семенович, Голокова Мария Афанасьевна, Алексеева Елена Ивановна, Иванова Ольга Павловна
Синск - 2012
1. Анализ социокультурной ситуацииВ 150 километрах от районного центра г. Покровск на высоком берегу реки Лены расположено одно из живописных мест Якутии – село Синск, общей площадью 269 га. Село основано в 1743 году служивым человеком Захаром Баишевым, как одна из 20 ямщицких станций Иркутско-Якутского почтового тракта. С приходом на якутскую землю крестьян, в каждой деревне распахивали пашни. Так к ямщикам Соловьевым присоединились крестьяне Кузьмины и охотничьи люди Якушевы. Возвели Вознесенскую церковь. По русскому обычаю, деревня, в которой стоит церковь, называется селом. Это центр, куда с окрестных деревень собирались на престольные праздники. В 1891 году Синск имел 22 крестьянских двора с населением 146 человек. Ямщики, кроме почтовой службы, занимались извозом и перевозкой пассажиров.В настоящее время в Синске проживает 813 человек. В селе работают образовательные учреждения: средняя школа, детский сад «Елочка», филиал Булгунняхтатского ДМХШ, филиал ДЮСШ. Участковая больница, аптека обеспечивают медицинское обслуживание. Из культурных учреждений действуют культурно-спортивный центр «Сайдыс», библиотека. Отделение связи, АТС, пекарня, несколько магазинов, полицейский участок, сберкасса, жилищно-коммунальное хозяйство, ветеринарный участок, участок лесного хозяйства, электростанция, заправочная станция, пожарная часть МПЧ-12 содействуют нормальному жизнеобеспечению жителей.Для формирования полноценного комплекса услуг в сфере экологического туризма необходимо произвести оценку собственного потенциала. В нашем небольшом селе действуют 3 ансамбля: 1. Народный фольклорный коллектив «Реченька» образован в 1981 году на основе художественной самодеятельности старожилов села. Участникам ансамбля от 10 до 80 лет, в репертуаре ансамбля более 80 песен с преобладанием песен приленских ямщиков. Участники ансамбля считают недопустимым утерю уникальной песенной культуры нескольких поколений и ставят своей целью возрождение и сохранение фольклора своих предков. 2. Самодеятельный вокальный ансамбль «Дьуруьуй» создан 2002 году. В репертуар ансамбля входят якутские песни. 3. Детский образцовый танцевальный коллектив РС (Я) и РФ «Сиинэ кустуга» образован в 1995 году. В своем репертуаре коллектив хранит не только уникальные образцы народной музыкально-танцевальной культуры, но и сам является творческой лабораторией, в которой раскрывается и познается богатство эстетической мысли и духовности многонационального народа республики. Учащиеся нашей школы активные члены этих ансамблей. В репертуаре ансамблей песни и танцы родного края. Коллективы имеют свое лицо, свою историю, свой опыт. Участники бережно хранят эти традиции, приумножая славные дела коллективов и передают их новому поколению. Сами названия «Реченька», «Дьуруьуй» и «Сиинэ кустуга» говорят о том, как тесно связаны природа и человек. Река Синяя полностью относится к заповедным территориям, её низовья входят в Синский филиал парка «Ленские столбы», который в мае 2012 года включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Экологический туризм привлекает гостей своей возможностью отдохнуть на природе. Благоприятная экологическая обстановка, наличие водных объектов, (речки Синяя, Протока, ручей Биллях, многочисленные озера, родник Туойдах, водопад Саккырыр) лесные массивы, богатые ягодами и грибами, цветами, красивыми и редкими растениями: редовския двоякоперистая (узколокальный эндемик), вздутоплодник сибирский и др.), горы с наличием пещер, причудливые синские скалы – все это привлечет туристов. Немаловажным является климат. В летнее время года услуги экологического туризма наиболее популярны. Для комплексной оценки историко-культурного потенциала территории собрана информация об историко-археологических объектах, памятниках архитектуры, также уточнены даты проведения традиционно отмечаемых праздников. Проживание в селе накладывает особый отпечаток на жителей. Они находятся вблизи от природы. Образ жизни включает различные виды деятельности по жизнеобустройству: обеспечение водой (льдом), заготовка топлива (дров), летом уход за приусадебным хозяйством, текущий ремонт дома и построек, охота, рыболовство и животноводство. Жизнь сельского жителя предполагает большую самостоятельность, прежде всего в организации жизненно необходимого самообеспечения. Центральным моментом удовлетворения повседневных жизненных потребностей являются его собственные усилия по организации этих процессов. Специфика такой жизни предполагает широкий спектр трудовых умений и навыков в самых различных видах хозяйственной деятельности. Детство сельского ребенка является более «взрослым», чем детство городского ребенка, который имеет гораздо больший диапазон контактов со сверстниками. Кроме того, особый отпечаток (в первую очередь, на особенности коммуникации) накладывает очень высокий процент персональных компьютеров и телевизионных спутниковых тарелок. Одним словом, социум отдаленного маленького села накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Педагогический коллектив опирается на современные психолого-педагогические исследования, доказывающие, что успех в профессиональной деятельности, прежде всего, зависит от развития мотивационной сферы личности, а не от суммы знаний или выработанных умений и навыков. Организация педагогического условия Образовательную деятельность в школе осуществляют 28 учителей. Педагогический коллектив школы достаточно опытный и работоспособный, что подтверждается следующими характеристиками: а) образовательный уровень учителей школы:
б) профессиональный уровень учителей школы:
Средний возраст педагогов – 45 лет.в) наградная культура педагогических работниковНагрудный знак «Надежда Якутии» - 1 Знак «Отличник образования РС (Я)» - 6 Почётная грамота МО РФ «Лучший учитель» - 1 Почётная грамота Фед.проф. РС (Я) - 1 Знак «Почётный работник общего образования РФ» - 4 Знак «Гражданская доблесть» - 1 Заслуженный учитель РС (Я) – 1 Отличник просвещения РСФСР – 1 Отличник народного просвещения РСФСР – 1 Из истории школыСинская средняя школа является одной из старейших школ улуса. В 2012 году она отмечает 135-летие со дня открытия. В 1877 году в Синске открылось народное одноклассное училище, где обучалось 9 мальчиков. Первым учителем стал Кесарий Сокольников, выпускник уездного училища. С 1920 г – единая трудовая школа I ступени. Через три года школа стала 4-х классной. Первым заведующим трудовой школы был Виктор Лонгинович Якушев, кавалер ордена Ленина. Под его руководством в 1933 году построили новое здание школы-семилетки, которой было присвоено имя первого наркома просвещения А. В. Луначарского. В 1952 году Синская школа стала средней, первым директором средней школы назначен Х.Ф. Унаров, участник Великой Отечественной войны. Синская школа по праву гордится именами своих учеников, ставших видными работниками в разных отраслях народного хозяйства. Среди них И.А.Потапов, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член академии художеств России, Н.А.Иларов, кандидат технических наук, Т.Н.Соловьев, кандидат физико-математических наук, Д.В.Якушев, кандидат сельскохозяйственных наук, В.Н.Кузьмин, председатель райисполкома 1941-1945 гг., заместитель министра торговли ЯАССР, завфинхозотделом ОК КПСС и др. Сегодня школа является базовой по Южному округу, где проводятся кустовые и улусные мероприятия. Школа ежегодно выпускает медалистов, с 1986 года окончили с золотой медалью пять выпускников, с серебряной – тридцать два. На территории школы находятся 2 здания: деревянный вариант (2001 г) с площадью 760 кв. метров и каменный (2007 г) с площадью 2250 кв. метров на 176 уч-ся. На 1 сентября 2012 года всего учащихся по школе 135. С 26 марта 2009 года школа является членом Союза агропрофилированных школ Республики Саха (Якутия) и с 2010-2011 учебного года работает по программе «Агрошкола как социокультурный центр на селе». Характеристика обучающихся на 2012-2013 уч. год: Всего обучающихся – 135 Всего классов-комплектов –11 Число смен –1
Большое количество отдыхающих приезжают сюда на личном транспорте. Можно представить себе какую губительную силу имеет этот людской поток. Ведь активный отдых не всегда сопровождается правильным отношением к природе. На берегах водоемов уничтожается растительность, сбрасываются бытовые отходы, смывается ГСМ и др. В результате, уровень воды понижается, начинается процесс заболачивания, разрушаются экосистемы водоемов. Дикие туристы не только засоряют окружающую нас природу, загрязняют озера, но и губят памятники археологии. Наше село расположено в уникальном уголке природы. Совершая прогулки, экскурсии в лес, мы видим картину потребительского отношения к природе (разбросанный мусор, поломанные деревья, разоренные муравейники …) Главной из задач проекта является сохранение родной природы. Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Народная мудрость гласит: «Любить – значит знать». Необходимо научить детей любить природу родного края, его прошлое и будущее. Наверное, проблема в том, что взрослые показывают пример детям, следовательно, необходимо не только работать с детьми, но и со взрослыми. Сделать так, чтобы они совместно с детьми постарались изменить свое отношение к природе, поведение по отношению к ней. Чтобы разрешить данную проблему, необходимо организовать цивилизованный туризм.
Актуальность и новизна Человечество связано с природой своим происхождением, существованием и своим будущим; человеческая история - часть истории природы; целостность природной среды выступает естественной основой жизни в биосфере; качество экологически здоровой окружающей среды наряду с социальными условиями - основа физического и духовного здоровья человека; труд - основа взаимодействия человека и общества с природой, фактор ее изменения; изменение природной среды неизбежно, но оно имеет пределы, поэтому цели разумной человеческой деятельности должны всесторонне учитывать проявление законов природы. Идея проекта: организация экотуризма с целью сохранения родной природы. Цель проекта - Знакомство учащихся с основными элементами проживания предков в условиях открытой природной среды, сформировать умения взаимодействовать с людьми в экстремальных условиях, повысить психолого-педагогическую готовность к действиям в неординарных ситуациях; - изменение потребительского отношения людей к природным богатствам; - повышение экологической воспитанности общества; Основные задачи проекта: 1. Формирование и обогащение представления об окружающей среде и взаимосвязи человека с природой, о разнообразии растительного и животного мира окрестностей села Синск. 2. Расширить, уточнить знания о правилах поведения в лесу. 3. Формирование у учащихся осознанно – бережного отношения к объектам природы: видения и понимания прекрасного в природе, в природоохранной деятельности. 4. Привлечение семьи и общественности села к сотрудничеству со школой в вопросах экологического воспитания учащихся. 5.Проведение экологических месячников, субботников, экскурсий, туристических слетов. 6.Пропагандирование местных достопримечательностей. 7.Предотвращение дальнейшего загрязнения окружающей среды с целью улучшения экологического состояния окрестностей села Синск.
Учеными были разработаны специфические принципы экологического образования: принцип единства познания-переживания-действия; принцип непрерывности; принцип взаимосвязи глобального, национального и краеведческого подхода к анализу экологических проблем и путей их решения; принцип междисциплинарности и др., которые наряду с широко действующими в дидактике составили основу экологического образования. Проект «Экотуризм – залог сохранения уникальной природы Синска и его окрестностей» заключается в систематизации и углублении имеющихся экологических знаний учащихся, а также в подготовке их к практическим действиям, реализации собственных оригинальных экологических исследований в экологической экспедиции и просто в туристическом походе. Проект включает использование разнообразного демонстрационного материала, компьютерного практикума, ролевых игр, конкурсов и экскурсий. Практические работы включают различные виды индивидуальной, групповой и коллективной работы с различными источниками информации. Подготовка, верстка и выпуск экологических новостей, бюллетеней - готовит учащихся к анализу и представлению результатов своих исследований, проектов. Ролевые игры позволяют в активной форме проигрывать варианты возможных ситуаций, в том числе - и ситуацию принятия ответственных решений. Как итоговые занятия к подведению изучения результатов по отдельным разделам программы, предполагается проведение ролевой игры-соревнования «Экологический биатлон» и «Посвящение в экологи». ü Анкетирование и индивидуальное собеседование с учащимися и их родителями для изучения экологических знаний ü Конкурсы плакатов, рисунков на экологические темы ü Проведение экологических месячников в школе ü Организация экологических праздников ü Экологические экскурсии на ненарушенные и нарушенные экосистемы в окрестностях села для сравнения ü Выбор темы для простого исследования ü Проведение экологических субботников ü Выпуск эколистовок ü Посещение музея ü Знакомство с правилами поведения в природе во время походов ü Знакомить учащихся с географическими объектами и памятниками природы родного наслега ü Организация туристических слетов в школе ü Проведение бесед на классных часах ü Посадка и уход за саженцами на аллее ветеранов педагогического труда ü Организация санитарных рейдов по селу, тимуровская работа ü Организация работы школьного лесничества «Друзья леса» ü Организация работы пришкольного участка ü Посещение школьного историко-краеведческого музея с целью изучения истории земледелия и материальной культуры приленских ямщиков. ü Изготовление сувениров из природного материала ü Организация исследовательской работы учащихся ü Проведение НПК «Якушевские чтения» ü Международная переписка школьников Синска и колледжа Вальроме (Франция) : обмен рефератами, семенами цветов, гербариями растений окрестностей Рон Альп и Синска ü Привлечение родителей к озеленению кабинетов и территории школы
Нарушение природной среды волнует школьников и взрослое население села. Поэтому школа на протяжении многих лет ведет эколого-краеведческую работу. Наша задача – посредством обучения и воспитания добиваться, чтобы каждый ребенок осознал неразрывное единство с природой, сформировать чувство любви ко всему живому, способствовать становлению экологической культуры, здорового образа жизни, экологической ответственности. Экологический туризм - основа экологического краеведения. Активное познание природы и ее богатств - главная особенность экологического туризма. Пути реализации проекта «Экотуризм - залог сохранение уникальной природы Синска и его окрестностей»:
Программа летних мероприятий:
Сроки реализации проекта I этап (сентябрь 2012 г – май 2013 г) - Организационно - подготовительный 1.Организация творческих групп педагогов и учащихся по основным направлениям. 2.Знакомство и изучение методической и специальной литературы. 3.Изучение общественных интересов, а также интересов и потребностей учащихся по проведению различных форм туристско-краеведческой работы. 4.Разработка годового плана проведения мероприятий. 5. Разработка маршрута, с учетом изучение географии, культуры и биоразнообразия местности. 6.Расширение сети кружков: фотостудия, кружок рукоделия, сувенирная лавка, лекарственные растения, юный зоолог, юный эколог, цветовод, юный фенолог,народные игры, школьное лесничество «Друзья леса», юный краевед, школа гидов-переводчиков. 7. Работа по благоустройству села. 8.Согласование с наслежной администрацией мероприятий различного уровня. 9.Заключение договоров и установление социального партнерства для перспективного взаимодействия. 10. Пропаганда экотуризма, здорового образа жизни через средства СМИ 11. Оценка предстоящего объема первоочередных работ, затрат и выгод, при необходимости изыскание источников первоначального финансирования. 12. Обустройство гостевых домов и прилегающих к ним территорий, организация досуга туристов. II этап (июнь 2013 – август 2016 г) – Основной, деятельностно-практический 1.Работа экотуристско-краеведческого объединения в социуме. 2.Исследовательская работа и участие в различных НПК. 3. Проведение экологических акций, санитарных месячников. 4. Благоустройство села под девизом «Чистый двор, чистая улица, чистое село». 5.Организация мероприятий по маркетингу, рекламе и продвижению турпродукта. III этап (с сентября 2016 – август 2017 г) - Обобщающий
Программы школьного экотуризма:
Видеосалон: Экологические путешествия по России. Практические работы: № 4. Подготовка и проведение однодневного похода выходного дня. Полевые наблюдения и исследования в походе: |
Наши контактыМБОУ Синская средняя общеобразовательная школаАдрес: Хангаласский улус с.Синск ул.Красноармейская 38 Телефон: 84114428138 E-mail: sinsksosh@mail.ru |
© sinsk-sosh |