…ура описания популяции растения - флористическое, геоботаническое. Редкие и охраняемые животные Якутии фауны. Опасные животные. Методики описания объектов животного мира, учет численности животных на маршруте экскурсии. Рекреационная нагрузка на территорию. Методика определения рекреационной нагрузки.
Описание природных, культурных и исторических объектов на маршруте.
Демонстрации: таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.
Практические работы:
№ 1. Составление электронной тематической базы данных объектов своей местности.
Организация одно- и многодневных походов и эколого-краеведческих экскурсий.
Подготовка к проведению похода и эколого-туристической экскурсии.
Техника безопасности в походе. Основные правила поведения в походе. Правила поведения в природе.
Необходимое снаряжение в одно- и многодневном походах. Туристический лагерь - устройство и организация. Экологические правила организации передвижного туристического лагеря.
Природные ориентиры. Погода - спутник туриста. Признаки хорошей погоды и ее ухудшения.
Исследовательская деятельность
Экологический туризм, как метод рационального рекреационного природопользования. Изучение и познание исторического и культурного наследия приленских ямщиков в рамках реализации проекта «Сохраним родную природу зелёной и голубой».
Экологический туризм и краеведение, как одна из форм общественного экологического мониторинга. Объекты мониторинга в эколого-туристической экспедиции: воздух, вода, живые объекты (растения, животные), рекреационная нагрузка на территорию, памятники природы, культуры, охраняемые природные и культурно-исторические объекты.
Научные исследования в походе и эколого-краеведческой экскурсии, как база для реализации научно-исследовательских проектов в области экологии, биологии, истории, культуры родного края.
Создание проекта эколого-туристического похода, экскурсии: цели, задачи, разработка маршрута, планирование исследовательской и воспитательно-развлекательной программы.
Посвящение в экологи: напутствие будущим экологам, исследователям природы, туристам.
Демонстрации: Таблицы, мультимедиа-презентации, видеофильмы экологической, экспериментальной и природоохранной тематики.
Практические работы
№ 2. Подготовка экологического календаря экологических дел своей школы.
№ 3. Подготовка напутствия будущим экологам, исследователям природы, туристам. Разработка гимна и клятвы эколога.
- 7. Предполагаемые результаты
- Повышение природоохранного и культурного сознания: экологическое просвещение; уважение обычаев и традиционного уклада местных сообществ; обмен опытом и др.
- Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды
- Развитие экотуризма способствует охране природы и развитию местной социокультурной среды.
- Участие местных жителей и получение ими доходов от туристической деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.
- Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие наслега.
- Развитие туризма способствует расширению международных контактов.
- 8. Критерии оценки предполагаемых результатов
Осуществление предполагаемого проекта окажет воздействие на создание положительного имиджа территории муниципального образования «Синский наслег», привлечет общественное мнение к проблемам охраны окружающей среды и "щадящему" природопользованию.
Кроме того, туризм даст множество положительных эффектов: источник занятости и доходов населения; расширение связей между различными культурами; улучшение взаимопонимания между людьми; развитие социальной и культурной инфраструктуры, которой смогут пользоваться не только туристы, но и жители прилегающих территорий.
Расширение туристической деятельности как отрасли даст мощный стимул к развитию личных подсобных хозяйств, крестьянских хозяйств, возрождению народных промыслов и ремесел, сохранению культуры и самобытности коренного населения.
Для решения целей и задач проекта «Экотуризм – залог сохранения уникальной природы Синска и его окрестностей» нами проведены:
- создан экологический отряд на базе эколого-трудового лагеря «ЭКОС»;
- начало работу школьное лесничество «Друзья леса»;
- учащиеся приняли участие:
ü в региональном лесном конкурсе «Подрост», Родионов Андрей, Попов Алеша 3 место в номинации «Природоохранная деятельность»; Максимова Катя 1 место в номинации «Экология животных», приняла участие в финальном этапе Всероссийского конкурса «Подрост» в г.Казань и получила спецприз;
ü «Бессоновские чтения» Кийков Богдан 1 место в номинации «Почвоведение»; Никодимова Маша 2 место в номинации «Цветоводство»;
ü республиканском конкурсе «Эко-эрудит» Киселева Женя 3 место;
ü республиканском конкурсе «Зеленая планета глазами детей» Иванов Женя 3 место в номинации «Фотообъектив»,
ü получили сертификаты в 3 республиканском молодежном научно-практическом семинаре «Растения Якутии: интродукция»; республиканском конкурсе «Моя малая Родина», туристическая олимпиада «Северный меридиан», республиканский конкурс юныхисследователей «Мой вклад в озеленение школы», республиканском конкурсе «Агрознаток»;
ü участие в республиканском фотоконкурсе «Я вижу мир»;
- учителя приняли участие во 2 республиканском дистанционном конкурсе интегрированных уроков с агрокомпонентом: Степанова М.В., Николаева Т.С. 1 место по теме «Использование графиков при изучении механического движения»; Галкина Н.В., Иванова О.П. по теме: «Зимующие птицы Якутии»;
- Христофорова А.А. заняла 3 место в республиканском конкурсе «Классный руководитель 2012»;
- школьный музей принял участие в улусной выставке «Семейные и музейные раритеты» и получил номинацию «Материальная культура»;
- провели экологические акции «Чистый берег», «Одинокая береза»;
-тимуровская работа «Помощь ветеранам»;
- проведены экскурсии «Наскальные рисунки с.Синск», «Легенды Билляха», «Я вижу мир»;
- участвовали в экологическом митинге 5 мая в защиту малых рек и водоемов;
- разработан путеводитель «Семь чудес Синска»;
- организована встреча с учащимися Ытык-кюэльской гимназии Таттинского улуса, участниками сплава по реке Синяя;
- встреча с участниками исторической экспедиции «Чукотка – территория открытий», посвященная походу С.Дежнева.
Использованная литература
- Алексеев, С.В., Груздева, Н. В., Муравьев, А. Г., Гущина, Э. В. Практикум по экологии: Учебное пособие. – М.: АО МДС, 1996.
- Ашихмина, Т.Я. Школьный экологический мониторинг. – Агар, 2000.
- Батурицкая, Н. В., Фенчук, Т. Д. Удивительные опыты с растениями. – Мн.: Нар. асвета, 1991.
- Денисова, С.И. Полевая практика по экологии. Минск: Унiверсiтэцкае. -1999.
- Волынцева Н.А. Сельский туризм. Справочно-информационный выпуск. Вологда, 2008.
- Конюшко, В. С., Лешко, А. А., Чубаро, С. В. Страницы экологического краеведения: Учеб.-метод. материалы для факультативных занятий, кружковой работы и курсов по выбору. – Мн.: НИО, 2000.
- Методические рекомендации по вопросам обеспечения безопасности организации и ведения туристической деятельности. М.: 2006.
- Соломонов Н.Г., Борисов З.З., Ларионов Г.П. Влияние человеческой деятельности на фауну наземных позвоночных долины Средней Лены // Охрана природы Центральной Якутии. – Якутск: кН. Изд-во ЯФ СО АН СССР, 1986.
- Травкин, М. П. Занимательные опыты с растениями. – М., 1960.
10. Чумаков, Л. С. Экология для всех. – Мн.: Бел. Наука, 2001.
ЗАЯВКА
на получение статуса «Республиканская экспериментальная площадка»
Общая информация об общеобразовательном учреждении |
Название (по уставу) | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Синская средняя общеобразовательная школа» МР «Хангаласский улус» Республика Саха (Якутия) |
Тип (городское, сельское, поселковое) | сельское |
Организационно-правовая форма | Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение |
Учредитель (учредители) | МР «Хангаласский улус» Республика Саха (Якутия) |
ФИО руководителя ОУ | Семенов Николай Семенович – директор ОУ |
Сколько времени существует ОУ (в скобках укажите год основания) | 135 лет (1877) |
Всего учителей в школе | 28 учителей |
Средний возраст учителей | 45 лет |
Сколько учителей вовлечено в экспериментальную работу | 28 учителей |
Всего учащихся, в т.ч. по ступеням обучения | 135 учащихся: I ступень: 44 II ступень: 56 III ступень: 35 |
Индекс | 678025 |
Телефонный код населенного пункта | (44) |
Юридический адрес | Хангаласский улус, с.Синск, ул.Красноармейская, 38 |
Телефон | 8-411-44-28-138 |
Факс | 8-411-44-28-145 |
Электронная почта | sinsksosh@mail.ru |
Адрес сайта в Интернете | Sinsk-sosh.narod.ru |
- 1. Тема: Экологический туризм – залог сохранения уникальной природы села Синск и его окрестностей
- Основная идея проекта: организация экотуризма с целью сохранения родной природы.
3. Цель проекта:
- знакомство учащихся с основными элементами проживания предков в условиях открытой природной среды, сформировать умения взаимодействовать с людьми в экстремальных условиях, повысить психолого-педагогическую готовность к действиям в неординарных ситуациях;
- углубление знаний и совершенствование умений и навыков организации жизнедеятельности личности в специфических условиях естественной природной и социальной среды 21 века;
- изменение потребительского отношения людей к природным богатствам;
- повышение экологической воспитанности общества;
4.Этапы реализации проекта
I этап (сентябрь 2012 г – май 2013 г) - Организационно - подготовительный
1.Организация творческих групп педагогов и учащихся по основным направлениям.
2.Знакомство и изучение методической и специальной литературы.
3.Изучение общественных интересов, а также интересов и потребностей учащихся по проведению различных форм туристско-краеведческой работы.
4.Разработка годового плана проведения мероприятий.
5. Разработка маршрута, с учетом изучение географии, культуры и биоразнообразия местности.
6.Расширение сети кружков: фотостудия, кружок рукоделия, сувенирная лавка, сбор и изучение лекарственных растений, народные игры, школа гидов-переводчиков.
7. Работа по благоустройству села.
8.Согласование с наслежной администрацией мероприятий различного уровня.
9.Заключение договоров и установление социального партнерства для перспективного взаимодействия.
10. Пропаганда экотуризма, здорового образа жизни через средства СМИ
11. Оценка предстоящего объема первоочередных работ, затрат и выгод, при необходимости изыскание источников первоначального финансирования.
12. Обустройство гостевых домов и прилегающих к ним территорий, организация досуга туристов.
II этап (июнь 2013 – август 2016 г) – Основной, деятельностно-практический
1.Работа экотуристско - краеведческого объединения в социуме.
2.Исследовательская работа и участие в различных НПК.
3. Проведение экологических акций, санитарных месячников.
4. Благоустройство села под девизом «Чистый двор, чистая улица, чистое село».
5.Организация мероприятий по маркетингу, рекламе и продвижению турпродукта.
III этап (с сентября 2016 – август 2017 г) - Обобщающий
- Обобщение опыта проектной деятельности
- Анализ результатов деятельности с учетом личностного подхода к воспитанию учащихся, отбора эффективных форм и методов работы.
- Разработка методических рекомендаций, их практическое обоснование.
- Проведение итогового семинара «Сохраним родную природу зеленой и голубой».
5.Задачи предстоящего этапа реализации проекта
-создание творческих групп;
-составление плана работы;
- - привлечение учащихся к организации экотуризма;
- заключение договоров, установление социального партнерства;
- расширение сети кружков: фотостудия, кружок рукоделия, сувенирная лавка, сбор и изучение лекарственных растений, народные игры, школа гидов-переводчиков.
Приложение №1
№ | Определите, что для вашего ОУ означает результат | Перечислите, каким образом это находит свое отражение в вашем проекте | Перечислите, чем это обеспечивается |
| Сохранение природы и повышение экологической грамотности | - Просветительская работа для повышения экологической грамотности; -проведение акций по благоустройству села; -изучение культурно-этнографических, биологических и географических особенностей территории; | -специальная литература -лекции; -беседы; -пешие и конные походы; -экскурсии; -посещение музея; -СМИ |
| Повышение мотивации детей к научно-исследовательской работе | -Разработка учебных проектов для работы в урочной и внеурочной формах; - установление научного партнерства | -организация кружков, элективных курсов; - заключение договоров с научными институтами |
| Увеличение количества учащихся, принимающих участие в различных НПК, конкурсах, акциях. | - повышение мотивации детей к научно-исследовательской работе; | - организация экологических акций, субботников -участие в конкурсах, НПК - проведение улусного НПК «Якушевские чтения» на базе МБОУ «Синская СОШ» |
| Укрепление МТБ школы | - привлечение туристов; - улучшение благосостояния местного населения | - организация различных экотуров; - продажа сувениров с логотипом |
| Воспитание гражданина с активной жизненной позицией | - усиление краеведческой работы; - привлечение детей к созданию экомаршрутов; - формирование патриотических чувств; - вовлечение молодёжи и местного сообщества к решению проблем экологии | - работа школы гидов-переводчиков; - участие учащихся в экологических акциях |
Приложение №2
№ | Предполагаемые результаты на ближайшие три года? | За счет каких ресурсов, факторов, действий будет обеспечены результаты? | Показатели оценки предполагаемых результатов? |
| Увеличение количества учащихся, принимающих участие в различных НПК, конкурсах, акциях. | - проведение исследовательской работы; - посещение элективных курсов, кружков; -участие в акциях, субботниках | - выход на региональный, республиканский и всероссийский уровни |
| Укрепление МТБ школы | - привлечение дополнительных внебюджетных средств | - Оснащенность кабинетов; - приобретение туристических экипировок; - приобретение передвижных лабораторий для исследовательской работы |
| Создание сайта | - интернет-ресурсы | Выход во всемирную сеть |
| Школа гидов-переводчиков | - работа кружков; - проведение мастер-классов журналистов, телеведущих; -организация встреч с научными руководителями, учеными | - проведение экскурсий на якутском, русском, английском и французском языках |
| Работа туристического комплекса | - реклама; - организация туристических троп; - реализация продукции народного промысла | - увеличение количества туристов; - пропаганда экологического туризма |
| Работа республиканского учебного эколого-туристического лагеря | - связь с различными общеобразовательными учреждениями; - работа учебного экотуризма | -обмен школьными делегациями для исследовательских работ; |
| Выпуск рекламных проспектов | - сбор материалов; - разработка путеводителей, календарей, буклетов, брошюр | - реклама местных достопримечательностей; - привлечение туристов |
| Строительство и конструкция туристических троп. | - волонтерская работа; - привлечение родителей общественности села; - работа школьного лесничества «Друзья леса» | - создание благоприятных условий для туристов |
| Установка природоохранных аншлагов, | - работа школьного экологического общества - работа школьного лесничества «Друзья леса» | - повышение экологической грамотности; |