МБОУ СИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА |
|
Согласовано Утверждено Экспертный совет Управляющий совет Хангаласского МУО МОУ Синская СОШ _______________ Председатель:__________ «__»__________2009г _»____________2009г
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ Муниципального общеобразовательного учреждения Синская средняя общеобразовательная школа МР «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) (2010-2015гг)
II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Полное наименование МОУ Синская средняя общеобразовательная школа Тип школы средняя общеобразовательная школа Вид школы средняя общеобразовательная школа Свидетельство регистрации 14-АА №517707, дата выдачи 19 марта 2009 г Лицензия серия А № 076448, срок действия лицензии: 15 ноября 2014 г
Из истории школы Синская средняя школа является одной из старейших школ улуса. В 2007 году она отметила 130-летие со дня открытия. В 1877 году в Синске было открыто народное одноклассное училище, где обучалось 9 мальчиков. Первым учителем был Кесарий Сокольников, выпускник уездного училища. С 1920 г – единая трудовая школа I ступени. Через три года школа стала 4-х классной. Первым заведующим трудовой школой был Виктор Лонгинович Якушев. Под его руководством в 1933 году было построено новое здание школы-семилетки, которой было присвоено имя первого наркома просвещения А. В. Луначарского. В 1952 году Синская школа стала средней, первым директором средней школы был Х.Ф. Унаров, участник Великой отечественной войны. Синская школы по праву гордится именами своих учеников, ставших видными работниками в разных отраслях народного хозяйства. Среди них И.А.Потапов, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член академии художеств России, Н.А.Иларов, кандидат технических наук, Т.Н.Соловьев, кандидат физико-математических наук, Д.В.Якушев, кандидат сельскохозяйственных наук, В.Н.Кузьмин, председатель райисполкома 1941-1945 гг., заместитель министра торговли ЯАССР, завфинхозотделом ОК КПСС. Анализ социокультурной ситуации селаОбщая площадь села Синск составляет 269 га.Село Синск находится в 150 километрах от районного центра г. Покровск.Синск – одно из живописных мест на Лене. На её высоком берегу, где впадает горная речка Синяя расположено село Синск. Оно упирается с одной стороны в дремучую тайгу, а с другой стороны – из-за островов свою могучую волну катит река Лена.Открытие школы тесно связано с историей села Синск. По данным профессора Ф.Г.Софронова, деревня Синск основана в 1743 году служивым человеком Захаром Баишевым, как одна из 20 ямщицких станций Иркутско-Якутского почтового тракта.С приходом на якутскую землю крестьян, в каждой деревне распахивали пашни. Так к ямщикам Соловьевым присоединились крестьяне Кузьмины и охотничьи люди Якушевы. Возвели Вознесенскую церковь. По русскому обычаю, деревня, в которой стоит церковь, называется селом. Это центр, куда с окрестных деревень собирались на престольные праздники. С 1891 году Синск имел 22 крестьянских двора с населением всего 146 человек. Ямщики, кроме почтовой службы, занимались извозом и перевозкой пассажиров.В настоящее время в с.Синск проживает 1023 человек. В селе имеются предприятия: средняя школа, детский сад «Елочка», участковая больница, аптека, Культурно-спортивный центр «Сайдыс», библиотека, отделение связи, АТС, пекарня, несколько магазинов, милиция, сберкасса, жилищно-коммунальное хозяйство, ветеринарный участок, участок лесного хозяйства, электростанция, заправочная станция, МЧС, филиал Булгунняхтатского ДМХШ, филиал 2-Мальжагарской ДЮСШ.Демографическая ситуация: всего населения на 1 января 2009 года 1023 (мужчин: 373, женщин: 403, детей: 247, семей: 354). Рождаемость в 2008 году составила – 10 детей, в 2009 – 5 детей. Трудовая деятельность и занятость: всего занятых – 282, безработных – 23. Социальный статус семей: всего семей – 354. Из них малообеспеченных - 92, неблагополучных -6. Проблемы села:
III. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Анализ образовательного процесса С ноября 2007года школа реализует образовательную деятельность в новом здании на 176 мест. Сегодня школа является базовой по Южному округу, где проводятся кустовые и улусные мероприятия. Школа ежегодно выпускает медалистов. С 1995 года окончили с золотой медалью пять выпускников, с серебряной – семнадцать. По состоянию на 2009-2010 учебный год в школе обучается 134 обучающихся, в том числе учащихся первой ступени 43, второй ступени 71, третьей ступени 20. Всего 10 классов-комплектов, накопляемость обучающихся в классах составляет 13 человек. Обучение проводится в одну смену. Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) - 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1-х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Продолжительность урока во 2-11 классах 45 минут, в 1 классах по 35 минут. Образовательную деятельность в школе осуществляют 29 учителей. Педагогический коллектив школы достаточно сильный, опытный и работоспособный, что подтверждается следующими характеристиками: а) образовательный уровень учителей школы:
б) профессиональный уровень учителей школы:
в) стажевый анализ педагогических работников:
г) возрастной состав педагогических работников:
Средний возраст педагогов – 47 лет.д) наградная культура педагогических работниковЗнак «Отличник образования РС (Я)» - 4 Почётная грамота МО РФ «Лучший учитель» - 1 Знак «Почётный работник общего образования РФ» - 3 Почетная грамота МО РФ – 1 Знак «Гражданская доблесть» - 1 Заслуженный учитель РС(Я) – 1 Отличник просвещения СССР – 1 Отличник народного просвещения РСФСР – 1 Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Синской средней общеобразовательной школы на 2009-2010 учебный год разработан на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного Правительством РС (Я) от 30.06.2005г, №373. Содержание и логика построения учебного плана отражает задачи и цели образовательной программы школы, создают возможности для развития способностей каждого ребенка с учетом интересов и их психологических особенностей. При формировании учебного плана школы учитываются результаты изучения образовательного спроса учащихся и их родителей. Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года:1 класс - 33 учебных недели, 2-4 классы – 34 учебных недели. Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года – 34 учебных недели. Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-х летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Продолжительность учебного года 35 учебных недель. Учебный план школы – нормативный правовой акт, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяющий учебное время, отводимое на освоение федерального компонента, регионального компонента и компонента образовательного учреждения по классам. В начальных классах введены учебные предметы «История», «Риторика», «Информатика», что должно способствовать развитию познавательного интереса к этим предметам, воспитанию чувства патриотизма, дать первоначальные представления о человеке и его месте в мире, развить речь и дать первоначальные знания компьютерной грамотности. Информатика продолжает пропедевтический факультативный курс начальный школы и служит формированию информационной и коммуникативной компетентностей. В 7 классе 1 час используется для пропедевтического курса «Химия. Введение», который носит практикоориентированный характер и должен подготовить учащихся к восприятию сложного предмета, расширить область применения знаний на основе их связи с жизнью. Педагогические технологии, используемые в учебной деятельности - лекционно-семинарские - компьютерные игровые - зачётно-рейтинговые - проектные - развивающее обучение - зачётная система - технологии КСО Анализ воспитательного процесса Воспитательная работа в Синской средней общеобразовательной школе поставлена на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных творческих личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе системного подхода в учебно-воспитательном процессе. Основные цели воспитательной деятельности:
Задачи:
В организации воспитательной работы школы принимают участие: педагог-психолог, 10 классных руководителей, 2 педагога дополнительного образования, 1 тренер ДЮСШ по легкой атлетике, 27 руководителей различных кружков и спортивных секций, Управляющий совет школы, фельдшер. Социальный паспорт школы: всего обучающихся- 134, мальчиков-75, девочек-57, дети сироты-2, , дети-полусироты-9, полные семьи-111, опекунские семьи-3, малоимущие семьи-71, неблагополучные семьи-3, В основу воспитательной работы положена программа, включающая в себя пять главных направлений: моя малая Родина, культура и мы, здоровый образ жизни, юные таланты школы, школьный музей. Воспитательная работа в начальных классах является частью всей воспитательной системы школы. Главная цель: формирование духовно-нравственной среды в развитии творческих начал у младшего школьника, выявление индивидуальных особенностей, развитие кругозора. В школе II и III ступени много внимания уделяется формированию развивающей среды, которая способствует творческой активности учеников, обеспечивает развитие интересов, потребностей, способствует профильному самоопределению. Взаимосвязанными компонентами такой среды являются образовательная политика личностно-ориентированного обучения, развитая система дополнительного образования, психолого-педагогическое сопровождение процессов профильного определения школьников, сотрудничество педколлектива с родителями. Самоуправление - один из основных принципов деятельности коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, школы. Органы ученического самоуправления нужны и полезны для успешной социализации учащихся, для содержательно – продуктивного общения, для научения детей реализовать себя рамках тех или иных социальных ролей. Анализ ученического самоуправления показал, что уровень самоуправления в старших классах выше, чем в классах средней школы. Это связано с возрастными особенностями и активностью учащихся, заниматься самоуправленческой деятельностью. В 1995 году в школе создана детская организация «Синская радуга». Главная цель которой создание условий для всестороннего развития учащихся в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации потенциала ребят, защиты интересов и прав членов детской организации. Организация существует по программе нравственно-этического развития, объединяет 94 учащихся с 5-11 класс. Для реализации программы действует по семи направлениям: Учебное, патриотическое, эстетическое, краеведческое, побратимская связь с Францией, здоровый образ жизни, эколого – трудовое. Традиционные мероприятия:
Школьное самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования. Школьная дума детской организации «Синская радуга» инициатор и организатор всех общешкольных мероприятий:
Дополнительное образование. В школе дополнительное образование осуществляется с целью формирования единого образовательного пространства, интеграции основного и дополнительного образования, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающихся средах. Дополнительное образование предназначено для педагогически целесообразной занятости и развития детей от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время. Материально-техническая база соответствует требованиям современной школы. Структурное подразделение, занимающееся вопросами дополнительного образования, укомплектовано квалифицированными кадрами. Задачами деятельности являются:
Психологическая служба. Деятельность психолога, являющаяся в школе важным звеном учебно-воспитательного процесса, преследует следующие цели и задачи: Цели:
Задачи:
Основными направлениями работы психолога в нашей школе являются:
Комплексная психологическая диагностика представляет собой первичное обследование, результаты которой позволяет выделить детей в различных измеряемых характеристиках. Так отслеживается динамика адаптации к обучению в школе первоклассников, обучению в среднем звене пятиклассников, определяется социально- психологический статус школьника в период острого подросткового кризиса, обследуется старшеклассники.
Работа с Управляющим советом школы: Продолжается активное привлечение родителей к участию в воспитательном процессе. Управляющий совет школы на 2009-2010 учебный год работал по утвержденному положению об Управляющем совете школы, согласно Уставу школы. Состав Управляющего совета школы - 15 человек.
Материально-техническая база школы находится на стадии развития: в 2007 году построена благоустроенное здание каменной школы на 176 мест, ученики занимаются в одну смену. Школа достаточно оснащена автотранспортной техникой: автомобиль УАЗ – 220692-04, 2002 г, машина вакуумная КО – 503В 2008 г, автомобиль УАЗ 220694-04 2008 г, трактор МТЗ-75. Полностью укомплектованы кабинеты биологии, информатики, частично кабинет географии и физики. Школа имеет опытно-производственный участок на 0,5 га и земли сельскохозяйственного назначения – 7 га. В будущем для развития рентабельного подсобного хозяйства нужно укрепить материально-техническую базу, строительство овощехранилища, заключать договора с различными организациями по подготовке специалистов. Следует ввести в строй новые объекты по модернизации УВП. Добиться докомплектации учебных кабинетов, обеспеченности учебниками и ТСО. С лета 2009 года организован экологический лагерь «Экос».
Научный аппарат проекта. Рабочая гипотеза состоит в том, что построение и функционирование образовательной модели «Агрошкола» возможны при следующих условиях: -ориентация образования на общечеловеческие ценности и жизненно важные проблемы восстановления села и крестьянства; -культурологический подход к содержанию учебно-воспитательного процесса, ориентированность на воспитательные функции образования, превращение школы в социокультурный центр деревни. -выявление и реализация путей и форм оказания педагогической помощи учащимся в адекватном профессиональном самоопределении. - осуществление интегративного характера образовательных процессов, изучение в единой взаимосвязи природы, человека, культуры, сельскохозяйственного производства, установление межпредметных связей и формирования у учащихся общей картины Мира. - практическая ориентированность на трудовую деятельность в сельском хозяйстве, в которой максимально реализуются ценностные ориентации, интересы и способности человека, заботливое и бережное отношение к земле, технике, окружающей природе, с культурными потребностями личности и участием в социально-экономическом обновлении села.
IV. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Основные концептуальные положения развития МОУ Синская средняя общеобразовательная школа опираются на приоритетные направления развития образовательной системы в улусе, которые выдвинуты в связи с новыми социально-экономическими условиями, связанными с переходом на муниципальное самоуправление. На протяжении нескольких десятилетий Синская школа не ставила перед собой цели воспитать труженика, хозяина земли. Появилась тенденция, что жить в сельской местности не модно, не престижно и даже в чем-то постыдно. Однако не каждый молодой человек, выходец из села, сможет найти свое место в городе, т.к. он не был воспитан в духе горожанина. Постепенно утратилась связь с национальной культурой, традициями, историей родного края, в результате появилось не одно поколение «иванов, не помнящих родства». И только в 90 годах Концепция обновления и развития национальной школы повернулась лицом к истории и культуре коренных народов: появились предметы «Национальная культура», «Краеведение» (литература, история, география и др.). Но для воспитания настоящего гражданина недостаточно обладать суммой каких – либо знаний. Школа на современном этапе ставит перед собой задачи выпустить в жизнь человека не только способного подняться до уровня осознания себя хозяином земли, но и готового вписаться в культуру других народов и воспринимать мировую культуру. Школа - среднее общеобразовательное учреждение, в котором реальностью становится процесс индивидуального развития ребенка путем создания на каждой ступени обучения условий для позитивного освоения каждым ребенком базовых знаний и опыта жизнедеятельности, соответствующего данному возрасту, процесс формирования у учеников поисковой активности, предполагающей познавательную, творческую активность, самостоятельный поиск необходимой информации и готовность принятия решения в ситуации выбора. Это утверждение представляет собой развитую систему государственно-общественного управления и ученического самоуправления, систему дополнительного образования, широкий спектр элективных курсов на основной и старшей ступенях обучения. Поэтому именно школа осуществляет помощь и поддержку детей, имеющих проблемы продвижения в образовательном процессе и координирует работу по созданию условий для позитивной социализации личности. Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями. С другой стороны – гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом двусторонней деятельности школы явится формирование личности, обладающей высоким уровнем самосознания и способной к жизненному самоопределению, социальной адаптации в обществе. Разрабатывая концепцию агрошколы, т.е. вариативной модели школы нового вида, предполагающей трудовую профессиональную подготовку, мы учитываем, что труд школьника станет фактором его развития. Произойдёт сдвиг от информационной педагогики, дающей знания, к смысловой педагогике, которая учит ориентированности в современной жизни, помогает осуществить личностный выбор в ходе жизненного пути, подсказывает пути социальной адаптации. Реализация образовательной модели «Агрошкола» предполагает переосмысление целей, содержания, способов трудового обучения сельских школьников и построение такой системы, которая обеспечивает подготовку целостной личности хозяина земли, владеющего комплексом знаний и умений для осуществления научно обоснованной технологии сельскохозяйственного труда по избранному направлению. Возможность такой подготовки предполагается осуществить через использование интеграций предметов, введения культурологической составляющей подготовки детей к жизни, а также поэтапное введение ребёнка в мир знаний, формируемых как в действенно-практическом, так и в словесно… Продолжение » |
Наши контактыМБОУ Синская средняя общеобразовательная школаАдрес: Хангаласский улус с.Синск ул.Красноармейская 38 Телефон: 84114428138 E-mail: sinsksosh@mail.ru |
© sinsk-sosh |