Согласовано Утверждено
Экспертный совет Управляющий совет
Хангаласского МУО МОУ Синская СОШ
_______________ Председатель:__________
«__»__________2009г _»____________2009г
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального общеобразовательного учреждения
Синская средняя общеобразовательная школа
МР «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия)
(2010-2015гг)
- I. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
| «Агрошкола как социокультурный центр на селе» - программа развития МОУ Синская СОШ МР «Хангаласский улус» Республики Саха (Якутия) |
Основание программы | Конвенция «О правах ребенка», Закон «Об образовании» Российской Федерации, Закон «Об образовании» Республики Саха (Якутия), Нормативные документы Министерства образования РФ и РС (Я), Устав МОУ Синская СОШ Приказ директора №01-02/78 по МОУ Синская СОШ от 8 декабря 2009г. |
Заказчики программы | Администрация МР «Хангаласский улус» РС (Я) |
Основной разработчик программы
| Авторская группа, созданная по приказу №01-02/78. по МОУ Синская СОШ от 8 декабря 2009г. |
Исполнители программы | Муниципальное общеобразовательное учреждение Синская средняя общеобразовательная школа МР «Хангаласский улус» |
Основная цель
Задачи Программы: | Формирование личности, обладающей высоким уровнем самосознания, способной к жизненному самоопределению, социальной адаптации в обществе.
|
Объем и источник финансирования | Программа реализуется за счет собственных средств, средств Министерства сельского хозяйства и других источников. |
Сроки и этапы реализации программы | 1 этап (2010-2011 уч. г.) - апробация и внедрение идеи программы 2 этап (2011-2012уч. г.) - корректировка и совершенствование действий программы 3 этап (2012-2013 уч. г.) – рефлексия и обобщение опыта работы |
Управление программой | Корректировка программы осуществляется педагогическим советом школы, органами государственно-общественного управления: Управляющим советом, попечительским советом. Управление реализацией программы осуществляется директором и заместителями директора школы. Контроль над реализацией программы осуществляет МУО Хангаласского улуса. |
Механизм реализации программы | Предусматривает ежегодное формирование документов: комплексно-целевых программ, плана работы на год, локальных актов, подпрограмм, ежегодного анализа и корректировки. |
II. ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА
Полное наименование МОУ Синская средняя общеобразовательная школа
Тип школы средняя общеобразовательная школа
Вид школы средняя общеобразовательная школа
Свидетельство регистрации 14-АА №517707, дата выдачи 19 марта 2009 г
Лицензия серия А № 076448, срок действия лицензии: 15 ноября 2014 г
Из истории школы
Синская средняя школа является одной из старейших школ улуса. В 2007 году она отметила 130-летие со дня открытия. В 1877 году в Синске было открыто народное одноклассное училище, где обучалось 9 мальчиков. Первым учителем был Кесарий Сокольников, выпускник уездного училища. С 1920 г – единая трудовая школа I ступени. Через три года школа стала 4-х классной. Первым заведующим трудовой школой был Виктор Лонгинович Якушев. Под его руководством в 1933 году было построено новое здание школы-семилетки, которой было присвоено имя первого наркома просвещения А. В. Луначарского.
В 1952 году Синская школа стала средней, первым директором средней школы был Х.Ф. Унаров, участник Великой отечественной войны.
Синская школы по праву гордится именами своих учеников, ставших видными работниками в разных отраслях народного хозяйства. Среди них И.А.Потапов, заслуженный деятель искусств РСФСР, действительный член академии художеств России, Н.А.Иларов, кандидат технических наук, Т.Н.Соловьев, кандидат физико-математических наук, Д.В.Якушев, кандидат сельскохозяйственных наук, В.Н.Кузьмин, председатель райисполкома 1941-1945 гг., заместитель министра торговли ЯАССР, завфинхозотделом ОК КПСС.
Анализ социокультурной ситуации села
Общая площадь села Синск составляет 269 га.
Село Синск находится в 150 километрах от районного центра г. Покровск.
Синск – одно из живописных мест на Лене. На её высоком берегу, где впадает горная речка Синяя расположено село Синск. Оно упирается с одной стороны в дремучую тайгу, а с другой стороны – из-за островов свою могучую волну катит река Лена.
Открытие школы тесно связано с историей села Синск. По данным профессора Ф.Г.Софронова, деревня Синск основана в 1743 году служивым человеком Захаром Баишевым, как одна из 20 ямщицких станций Иркутско-Якутского почтового тракта.
С приходом на якутскую землю крестьян, в каждой деревне распахивали пашни. Так к ямщикам Соловьевым присоединились крестьяне Кузьмины и охотничьи люди Якушевы. Возвели Вознесенскую церковь. По русскому обычаю, деревня, в которой стоит церковь, называется селом. Это центр, куда с окрестных деревень собирались на престольные праздники. С 1891 году Синск имел 22 крестьянских двора с населением всего 146 человек. Ямщики, кроме почтовой службы, занимались извозом и перевозкой пассажиров.
В настоящее время в с.Синск проживает 1023 человек. В селе имеются предприятия: средняя школа, детский сад «Елочка», участковая больница, аптека, Культурно-спортивный центр «Сайдыс», библиотека, отделение связи, АТС, пекарня, несколько магазинов, милиция, сберкасса, жилищно-коммунальное хозяйство, ветеринарный участок, участок лесного хозяйства, электростанция, заправочная станция, МЧС, филиал Булгунняхтатского ДМХШ, филиал 2-Мальжагарской ДЮСШ.
Демографическая ситуация: всего населения на 1 января 2009 года 1023 (мужчин: 373, женщин: 403, детей: 247, семей: 354). Рождаемость в 2008 году составила – 10 детей, в 2009 – 5 детей. Трудовая деятельность и занятость: всего занятых – 282, безработных – 23. Социальный статус семей: всего семей – 354. Из них малообеспеченных - 92, неблагополучных -6.
Проблемы села:
- · отдаленность от центра;
- · бездорожье;
- · безработица, связанная с сокращением штатов и отсутствием производственных объектов;
- · утечка молодых рабочих сил.
III. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Анализ образовательного процесса
С ноября 2007года школа реализует образовательную деятельность в новом здании на 176 мест. Сегодня школа является базовой по Южному округу, где проводятся кустовые и улусные мероприятия. Школа ежегодно выпускает медалистов. С 1995 года окончили с золотой медалью пять выпускников, с серебряной – семнадцать.
По состоянию на 2009-2010 учебный год в школе обучается 134 обучающихся, в том числе учащихся первой ступени 43, второй ступени 71, третьей ступени 20. Всего 10 классов-комплектов, накопляемость обучающихся в классах составляет 13 человек.
Обучение проводится в одну смену. Продолжительность каникул в течение учебного года (суммарно) - 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для обучающихся 1-х классов в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Продолжительность урока во 2-11 классах 45 минут, в 1 классах по 35 минут.
Образовательную деятельность в школе осуществляют 29 учителей. Педагогический коллектив школы достаточно сильный, опытный и работоспособный, что подтверждается следующими характеристиками:
а) образовательный уровень учителей школы:
Всего педагогических работников | Высшее образование | % | Неоконченное высшее образование | % | Среднее специальное образование | % |
29 | 26 | 89,6 | 0 | 0 | 3 | 10,4 |
б) профессиональный уровень учителей школы:
Всего педагогов | Высшая категория | % | Первая категория | % | Вторая категория | % | Стажеры | % |
29 | 6 | 20,6 | 16 | 55 | 4 | 13,7 | 3 | 10,3 |
в) стажевый анализ педагогических работников:
Стаж работы | Количество педагогов | % |
0 - 5 лет | 3 | 10,3 |
5 - 10 лет | 6 | 20,6 |
10 – 20 лет | 7 | 24,1 |
свыше 20 лет | 13 | 44,8 |
г) возрастной состав педагогических работников:
Возраст | Количество педагогов | % |
До 30 лет | 4 | 13,7 |
До 40 лет | 4 | 13,7 |
До 50 лет | 14 | 48,2 |
До 60 лет | 6 | 20,6 |
До 70 лет | 1 | 3,4 |
Средний возраст педагогов – 47 лет.
д) наградная культура педагогических работников
Знак «Отличник образования РС (Я)» - 4
Почётная грамота МО РФ «Лучший учитель» - 1
Знак «Почётный работник общего образования РФ» - 3
Почетная грамота МО РФ – 1
Знак «Гражданская доблесть» - 1
Заслуженный учитель РС(Я) – 1
Отличник просвещения СССР – 1
Отличник народного просвещения РСФСР – 1
Учебный план муниципального общеобразовательного учреждения Синской средней общеобразовательной школы на 2009-2010 учебный год разработан на основе Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного Правительством РС (Я) от 30.06.2005г, №373.
Содержание и логика построения учебного плана отражает задачи и цели образовательной программы школы, создают возможности для развития способностей каждого ребенка с учетом интересов и их психологических особенностей. При формировании учебного плана школы учитываются результаты изучения образовательного спроса учащихся и их родителей.
Учебный план для 1-4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования. Продолжительность учебного года:1 класс - 33 учебных недели, 2-4 классы – 34 учебных недели.
Учебный план для 5-9 классов ориентирован на 5-летний нормативный срок освоения образовательных программ основного общего образования. Продолжительность учебного года – 34 учебных недели.
Учебный план для 10-11 классов ориентирован на 2-х летний нормативный срок освоения образовательных программ среднего (полного) общего образования. Продолжительность учебного года 35 учебных недель.
Учебный план школы – нормативный правовой акт, определяющий максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, распределяющий учебное время, отводимое на освоение федерального компонента, регионального компонента и компонента образовательного учреждения по классам.
В начальных классах введены учебные предметы «История», «Риторика», «Информатика», что должно способствовать развитию познавательного интереса к этим предметам, воспитанию чувства патриотизма, дать первоначальные представления о человеке и его месте в мире, развить речь и дать первоначальные знания компьютерной грамотности.
Информатика продолжает пропедевтический факультативный курс начальный школы и служит формированию информационной и коммуникативной компетентностей. В 7 классе 1 час используется для пропедевтического курса «Химия. Введение», который носит практикоориентированный характер и должен подготовить учащихся к восприятию сложного предмета, расширить область применения знаний на основе их связи с жизнью.
Курс «ОБЖ» с 5 по 9 (1час) классах вводится после обеда, во внеурочное время. Необходимость данного курса подиктована усложняющимися условиями жизни, необходимостью формирования умений и навыков действовать в экстремальной ситуации.
МОУ Синская СОШ при выборе профильного направления обучения ориентируется на Устав, интересы, склонности и способности обучающихся с целью создания условий для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. В результате определены следующие профили: технический, гуманитарный, естественный и технологический.
Освоение образовательных программ в школе осуществляется в режиме: начальная школа – пятидневная учебная неделя для 1-х классов; начальная (2-4 классы), средняя и старшая школа – шестидневной учебной недели.
Педагогические технологии, используемые в учебной деятельности
- лекционно-семинарские
- компьютерные игровые
- зачётно-рейтинговые
- проектные
- развивающее обучение
- зачётная система
- технологии КСО
Анализ воспитательного процесса
Воспитательная работа в Синской средней общеобразовательной школе поставлена на создание условий, способствующих развитию интеллектуальных творческих личностных качеств учащихся, их социализации и адаптации в обществе на основе системного подхода в учебно-воспитательном процессе.
Основные цели воспитательной деятельности:
- · формирование гражданско - патриотического сознания, развитие чувства сопричастности судьбам Отечества, формирование нравственной позиции;
- · развитие познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей, развитие творческой активности;
- · привлечение учащихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно – нравственных ценностей, накопленных поколениями;
- · социализация учащихся, подготовка их к жизни в сложных условиях современной действительности.
Задачи:
- Создание условий для всемерного развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию.
- Поддержание и укрепление школьных традиций, что способствует созданию общешкольного коллектива.
- Совершенствование методического мастерства классного воспитания, способного компетентно и с полной отдачей заниматься осуществлением воспитательной деятельности и эффективно решать вопросы воспитания школьников.
В организации воспитательной работы школы принимают участие: педагог-психолог, 10 классных руководителей, 2 педагога дополнительного образования, 1 тренер ДЮСШ по легкой атлетике, 27 руководителей различных кружков и спортивных секций, Управляющий совет школы, фельдшер.
Социальный паспорт школы: всего обучающихся- 134, мальчиков-75, девочек-57, дети сироты-2, , дети-полусироты-9, полные семьи-111, опекунские семьи-3, малоимущие семьи-71, неблагополучные семьи-3, В основу воспитательной работы положена программа, включающая в себя пять главных направлений: моя малая Родина, культура и мы, здоровый образ жизни, юные таланты школы, школьный музей.
Воспитательная работа в начальных классах является частью всей воспитательной системы школы. Главная цель: формирование духовно-нравственной среды в развитии творческих начал у младшего школьника, выявление индивидуальных особенностей, развитие кругозора.
В школе II и III ступени много внимания уделяется формированию развивающей среды, которая способствует творческой активности учеников, обеспечивает развитие интересов, потребностей, способствует профильному самоопределению.
Взаимосвязанными компонентами такой среды являются образовательная политика личностно-ориентированного обучения, развитая система дополнительного образования, психолого-педагогическое сопровождение процессов профильного определения школьников, сотрудничество педколлектива с родителями.
Самоуправление - один из основных принципов деятельности коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса, школы.
Органы ученического самоуправления нужны и полезны для успешной социализации учащихся, для содержательно – продуктивного общения, для научения детей реализовать себя рамках тех или иных социальных ролей.
Анализ ученического самоуправления показал, что уровень самоуправления в старших классах выше, чем в классах средней школы. Это связано с возрастными особенностями и активностью учащихся, заниматься самоуправленческой деятельностью.
В 1995 году в школе создана детская организация «Синская радуга». Главная цель которой создание условий для всестороннего развития учащихся в различных сферах общественной жизни, раскрытия и реализации потенциала ребят, защиты интересов и прав членов детской организации. Организация существует по программе нравственно-этического развития, объединяет 94 учащихся с 5-11 класс.
Для реализации программы действует по семи направлениям:
Учебное, патриотическое, эстетическое, краеведческое, побратимская связь с Францией, здоровый образ жизни, эколого – трудовое.
Традиционные мероприятия:
- выборы в школьную думу;
- посвящение в школьную думу новых лидеров;
- Торжественный приём в детскую организацию;
- клятва президента;
- традиционные и рабочие линейки;
- день самоуправления;
- шефская и тимуровская работа;
- организация досуга;
- спортивные соревнования;
- конкурс лидеров;
- интеллектуальные игры;
- профориентационная работа;
- акции, операции;
- пропаганда ЗОЖ;
- отчеты министров и членов школьной думы;
- озеленение;
- экологические десанты;
- смотр классных уголков и санитарное состояние кабинетов;
- обмен опытом, организация встреч с другими детскими организациями;
- проведение внутришкольного творческого конкурса «Звездный дождь», конкурса «Мальжагарские звезды» среди школ южного куста.
Школьное самоуправление относится к числу наиболее актуальных проблем современного образования. Школьная дума детской организации «Синская радуга» инициатор и организатор всех общешкольных мероприятий:
- организация школьных дискотек;
- заседания школьной думы (каждый понедельник);
- координация школьной прессы;
- работа детской радиопередачи «Синск skul» (по пятницам);
- судейство на спортивных мероприятиях;
- тимуровская работа;
- проведения акций «Зеленая зона», «Озеленение», «Внимание», «Забота» и.т.д;
- введения дневников замечаний по классам во время уроков и еженедельное подведение итогов;
- дежурство во время перемен по постам и вовремя мероприятий, еженедельное подведение итогов;
- проведение общешкольных рабочих линеек (по понедельникам);
- организация дня самоуправления.
Дополнительное образование.
В школе дополнительное образование осуществляется с целью формирования единого образовательного пространства, интеграции основного и дополнительного образования, повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающихся средах.
Дополнительное образование предназначено для педагогически целесообразной занятости и развития детей от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.
Материально-техническая база соответствует требованиям современной школы.
Структурное подразделение, занимающееся вопросами дополнительного образования, укомплектовано квалифицированными кадрами.
Задачами деятельности являются:
- · свободный выбор ребенком вида деятельности;
- · создание условий для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления их здоровья;
- · создание условий для самоопределения и самореализации ребенка;
- · единство обучения, воспитания и развития ребенка;
- · личностно-нравственное развитие учащихся;
- · обеспечение социальной защиты, поддержки, реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
- · формирование общей культуры школьников;
- · воспитание гражданственности, уважения, любви к Родине, природе;
- · интеграция основного и дополнительного образования;
- · профильное самоопределение.
Психологическая служба.
Деятельность психолога, являющаяся в школе важным звеном учебно-воспитательного процесса, преследует следующие цели и задачи:
Цели:
- · содействие администрации школы и педагогическому коллективу в создании благоприятной ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучающихся, обеспечивающей психологические условия для охраны здоровья и развития личности обучающихся, родителей, пед. коллектива;
- · содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений и навыков, необходимых для получения профессии, достижением успеха в жизни;
- · оказание помощи обучающимися в определении своих возможностей, исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья.
- Содействие педагогическим работникам, родителям, в воспитании обучающихся, формирование у них чувства взаимопомощи, толерантности, уверенности в себе, к развитию активной жизненной позиции.
Задачи:
- · Содействие личностному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе развития;
- · Формирование у обучающихся способности к самоопределению и саморазвитию;
- · Содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в школе;
- · Профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье и развитии учащихся;
- · Психологический анализ выявления проблем и определение причин возникновения путей их разрешения;
Основными направлениями работы психолога в нашей школе являются:
- · Диагностическая;
- · Просветительская (беседа, занятия, семинары
- · Консультационная (объяснение и психологическая интерпретация особенностей состояния и поведения учащихся, учителей, родителей)
- · Профилактическое (предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии учащихся, организация мероприятий по управлению психическим состоянием).
- · Воспитательное (осуществление мероприятий, направленных на морально-волевое воспитание учащихся, формирование личностных качеств, организация межличностных отношений)
Комплексная психологическая диагностика представляет собой первичное обследование, результаты которой позволяет выделить детей в различных измеряемых характеристиках. Так отслеживается динамика адаптации к обучению в школе первоклассников, обучению в среднем звене пятиклассников, определяется социально- психологический статус школьника в период острого подросткового кризиса, обследуется старшеклассники.
Работа с Управляющим советом школы:
Продолжается активное привлечение родителей к участию в воспитательном процессе.
Управляющий совет школы на 2009-2010 учебный год работал по утвержденному положению об Управляющем совете школы, согласно Уставу школы. Состав Управляющего совета школы - 15 человек.
Материально-техническая база школы находится на стадии развития: в 2007 году построена благоустроенное здание каменной школы на 176 мест, ученики занимаются в одну смену. Школа достаточно оснащена автотранспортной техникой: автомобиль УАЗ – 220692-04, 2002 г, машина вакуумная КО – 503В 2008 г, автомобиль УАЗ 220694-04 2008 г, трактор МТЗ-75. Полностью укомплектованы кабинеты биологии, информатики, частично кабинет географии и физики. Школа имеет опытно-производственный участок на 0,5 га и земли сельскохозяйственного назначения – 7 га.
В будущем для развития рентабельного подсобного хозяйства нужно укрепить материально-техническую базу, строительство овощехранилища, заключать договора с различными организациями по подготовке специалистов. Следует ввести в строй новые объекты по модернизации УВП. Добиться докомплектации учебных кабинетов, обеспеченности учебниками и ТСО.
С лета 2009 года организован экологический лагерь «Экос».
Научный аппарат проекта.
Рабочая гипотеза состоит в том, что построение и функционирование образовательной модели «Агрошкола» возможны при следующих условиях:
-ориентация образования на общечеловеческие ценности и жизненно важные проблемы восстановления села и крестьянства;
-культурологический подход к содержанию учебно-воспитательного процесса, ориентированность на воспитательные функции образования, превращение школы в социокультурный центр деревни.
-выявление и реализация путей и форм оказания педагогической помощи учащимся в адекватном профессиональном самоопределении.
- осуществление интегративного характера образовательных процессов, изучение в единой взаимосвязи природы, человека, культуры, сельскохозяйственного производства, установление межпредметных связей и формирования у учащихся общей картины Мира.
- практическая ориентированность на трудовую деятельность в сельском хозяйстве, в которой максимально реализуются ценностные ориентации, интересы и способности человека, заботливое и бережное отношение к земле, технике, окружающей природе, с культурными потребностями личности и участием в социально-экономическом обновлении села.
IV. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ.
Основные концептуальные положения развития МОУ Синская средняя общеобразовательная школа опираются на приоритетные направления развития образовательной системы в улусе, которые выдвинуты в связи с новыми социально-экономическими условиями, связанными с переходом на муниципальное самоуправление.
На протяжении нескольких десятилетий Синская школа не ставила перед собой цели воспитать труженика, хозяина земли. Появилась тенденция, что жить в сельской местности не модно, не престижно и даже в чем-то постыдно. Однако не каждый молодой человек, выходец из села, сможет найти свое место в городе, т.к. он не был воспитан в духе горожанина. Постепенно утратилась связь с национальной культурой, традициями, историей родного края, в результате появилось не одно поколение «иванов, не помнящих родства».
И только в 90 годах Концепция обновления и развития национальной школы повернулась лицом к истории и культуре коренных народов: появились предметы «Национальная культура», «Краеведение» (литература, история, география и др.). Но для воспитания настоящего гражданина недостаточно обладать суммой каких – либо знаний. Школа на современном этапе ставит перед собой задачи выпустить в жизнь человека не только способного подняться до уровня осознания себя хозяином земли, но и готового вписаться в культуру других народов и воспринимать мировую культуру.
Школа - среднее общеобразовательное учреждение, в котором реальностью становится процесс индивидуального развития ребенка путем создания на каждой ступени обучения условий для позитивного освоения каждым ребенком базовых знаний и опыта жизнедеятельности, соответствующего данному возрасту, процесс формирования у учеников поисковой активности, предполагающей познавательную, творческую активность, самостоятельный поиск необходимой информации и готовность принятия решения в ситуации выбора.
Это утверждение представляет собой развитую систему государственно-общественного управления и ученического самоуправления, систему дополнительного образования, широкий спектр элективных курсов на основной и старшей ступенях обучения. Поэтому именно школа осуществляет помощь и поддержку детей, имеющих проблемы продвижения в образовательном процессе и координирует работу по созданию условий для позитивной социализации личности.
Школа стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к учащимся с их индивидуальными особенностями. С другой стороны – гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Главным итогом двусторонней деятельности школы явится формирование личности, обладающей высоким уровнем самосознания и способной к жизненному самоопределению, социальной адаптации в обществе.
Разрабатывая концепцию агрошколы, т.е. вариативной модели школы нового вида, предполагающей трудовую профессиональную подготовку, мы учитываем, что труд школьника станет фактором его развития. Произойдёт сдвиг от информационной педагогики, дающей знания, к смысловой педагогике, которая учит ориентированности в современной жизни, помогает осуществить личностный выбор в ходе жизненного пути, подсказывает пути социальной адаптации.
Реализация образовательной модели «Агрошкола» предполагает переосмысление целей, содержания, способов трудового обучения сельских школьников и построение такой системы, которая обеспечивает подготовку целостной личности хозяина земли, владеющего комплексом знаний и умений для осуществления научно обоснованной технологии сельскохозяйственного труда по избранному направлению. Возможность такой подготовки предполагается осуществить через использование интеграций предметов, введения культурологической составляющей подготовки детей к жизни, а также поэтапное введение ребёнка в мир знаний, формируемых как в действенно-практическом, так и в словесно… Продолжение »