2.5. Математика
В результате изучения курса математики обучающиеся на ступени начального общего образования:
·научатся использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных и пространственных отношений;
·овладеют основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, приобретут необходимые вычислительные навыки;
·научатся применять математические знания и представления для решения учебных задач, приобретут начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях;
·получат представление о числе как результате счёта и измерения, о десятичном принципе записи чисел; научатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами; находить неизвестный компонент арифметического действия; составлять числовое выражение и находить его значение; накопят опыт решения текстовых задач;
·познакомятся с простейшими геометрическими формами, научатся распознавать, называть и изображать геометрические фигуры, овладеют способами измерения длин и площадей;
·приобретут в ходе работы с таблицами и диаграммами важные для математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных; смогут научиться извлекать необходимые данные из таблиц и диаграмм, заполнять готовые формы, объяснять, сравнивать и обобщать информацию, делать выводы и прогнозы.
2.6. Окружающий мир
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
·получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
·приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
·получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
·познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
·получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио‑ и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
·примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного поведения в окружающей природной и социальной среде.
2.7. Музыка
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоциональное активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно-творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.
Обучающиеся научатся воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм. Они смогут воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивании и исполнении произведений, игре на элементарных детских музыкальных инструментах.
У них проявится способность вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми; импровизировать в разнообразных видах музыкально творческой деятельности.
Они смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно творческих ситуаций в повседневной жизни.
Обучающиеся научатся понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности; получат представление об эстетических идеалах человечества, духовных, культурных отечественных традициях, этнической самобытности музыкального искусства разных народов.
2.8. Изобразительное искусство
В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся:
·будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
·начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
·сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
·появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
·установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
·овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
·смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
·научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ;
·получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
·смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
2.9. Технология
В результате изучения курса «Технологии» обучающиеся на ступени начального общего образования:
·получат начальные представления о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания современного человека, о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы, об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества; о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций; получат начальные знания и представления о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
·получат общее представление о мире профессий, их социальном значении, истории возникновения и развития;
·научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно-декоративных и других изделий.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско-технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук.
Обучающиеся:
·в результате выполнения под руководством учителя коллективных и групповых творческих работ, а также элементарных доступных проектов получат первоначальный опыт использования сформированных в рамках учебного предмета коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчинённых, распределение общего объёма работы, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательного и уважительного общения со сверстниками и взрослыми;
·овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения;
·получат первоначальный опыт организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: определения целей и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий; научатся искать, отбирать, преобразовывать необходимую печатную и электронную информацию;
·познакомятся с персональным компьютером как техническим средством, с его основными устройствами, их назначением; приобретут первоначальный опыт работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком, аудио‑ и видеофрагментами; овладеют приёмами поиска и использования информации, научатся работать с доступными электронными ресурсами;
·получат первоначальный опыт трудового самовоспитания: научатся самостоятельно обслуживать себя в школе, дома, элементарно ухаживать за одеждой и обувью, помогать младшим и старшим, оказывать доступную помощь по хозяйству.
В ходе преобразовательной творческой деятельности будут заложены основы таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.
2.10. Физическая культура
(для обучающихся, не имеющих противопоказаний для занятий физической культурой или существенных ограничений по нагрузке)
В результате обучения обучающиеся на ступени начального общего образования:
·начнут понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья, физического развития и физической подготовленности, для трудовой деятельности, военной практики;
·начнут осознанно использовать знания, полученные в курсе «Физическая культура», при планировании и соблюдении режима дня, выполнении физических упражнений и во время подвижных игр на досуге;
·узнают о положительном влиянии занятий физическими упражнениями на развитие систем дыхания и кровообращения, поймут необходимость и смысл проведения простейших закаливающих процедур.
Обучающиеся:
·освоят первичные навыки и умения по организации и проведению утренней зарядки, физкультурно-оздоровительных мероприятий в течение учебного дня, во время подвижных игр в помещении и на открытом воздухе;
·научатся составлять комплексы оздоровительных и общеразвивающих упражнений, использовать простейший спортивный инвентарь и оборудование;
·освоят правила поведения и безопасности во время занятий физическими упражнениями, правила подбора одежды и обуви в зависимости от условий проведения занятий;
·научатся наблюдать за изменением собственного роста, массы тела и показателей развития основных физических качеств; оценивать величину физической нагрузки по частоте пульса во время выполнения физических упражнений;
·научатся выполнять комплексы специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки, профилактику нарушения зрения, развитие систем дыхания и кровообращения;
·приобретут жизненно важные двигательные навыки и умения, необходимые для жизнедеятельности каждого человека: бегать и прыгать различными способами; метать и бросать мячи; лазать и перелезать через препятствия; выполнять акробатические и гимнастические упражнения, простейшие комбинации; передвигаться на лыжах (в снежных районах России) и плавать простейшими способами; будут демонстрировать постоянный прирост показателей развития основных физических качеств;
·освоят навыки организации и проведения подвижных игр, элементы и простейшие технические действия игр в футбол, баскетбол и волейбол; в процессе игровой и соревновательной деятельности будут использовать навыки коллективного общения и взаимодействия.
III.·Базисный учебный план начального общего образования
Учебный план Синской средней общеобразовательной школы разработан на основе:
- Закона РФ "Об образовании" (ст.7);
- Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановления Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196;
- Концепции модернизации российского образования на период до 2010г. Распоряжения Правительства РФ от 29.12.2001;
- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказа МО РФ от 18.02.2002 г. № 2783;
- Решения коллегии МО Президиума Российской академии образования от 23.12.2003г. № 21\12,приказа МО РФ "Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" от 05.03.2004г. №1089;
- Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ МО РФ от09.03.2004г. № 1312);
- Базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Республики Саха (Якутия), утвержденного Правительством РС (Я) от 30.06.2005г, №373;
- Учета результатов изучения образовательных потребностей обучающихся на 2 и 3 ступенях, их родителей, а также социального заказа общества;
- Нормативных требований САНПиНа 2.4.2.2821-10 к составлению учебного плана.
В этом учебном году поступают в первый класс 9 учащихся.
Базовый учебный план в 1 классах осуществляется при пятидневной рабочей неделе, с продолжительностью 33 учебных недели, в феврале предусмотрены недельные каникулы. Во 2-4 классах осуществляется при шестидневной рабочей неделе, с продолжительностью 34 учебных недели. Все предметы федерального компонента реализуются в полном размере учителями-специалистами.
Компонент ОУ представлен по 1 часу в неделю (2-4 класс) предметом «Математика» во 2а,3а,4а классах и за счет часов по выбору в 2б, 3б, 4б классах, так как программа по математике Л.Петерсон рассчитана на 5 часов в неделю. Второй час предмета по выбору (2-4 класс) распределен на предмет «Информатика» только во 2а, 3а, 4а классах (в измененном БУПе 2005 года в национальных классах нет школьного компонента).
С переходом на НСОТ, учитывая то, что в классах обучается небольшое количество детей, обучение в начальных классах ведется по рекомендациям СанПиН 2.4.2.1178-02 п.2.9.10: классов-комплектов 4, учителей тоже четверо, 1а3а – один класс-комплект, 1б3б, 2а4а, 2б4б, литера «а» – обозначает русский класс, литера «б» - национальный класс. В 1 б классе – развивающая программа «Планета знаний». В 1а и 2-4 классах - УМК «Школа – 2000, 2100».
Часы внеаудиторной деятельности в 1 классе распределены следующим образом:
Направление | Учитель | Час | Цели и задачи |
Спортивно-оздоровительное направление Ритмика Лечебная физкультура |
Асекритова АЕ Тихонов АН |
3 2 | Формирование умения организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность. |
Познавательное направление Шахматы Эрудит |
Леверьева ЛГ Федорова ЕМ |
2 2 |
Формирование активной мыслительной деятельности, приобретение знаний. |
Общекультурное Развитие речи Музыка |
Леверьева ЛГ Ющенко ДД |
2 2 | Выявление и развитие творческих способностей учащихся. |
Духовно-нравственное направление Мой край Умелые руки |
Федорова ЕМ Сакердонова ВН |
1 2 | Формирование любознательной и трудолюбивой личности, знающей историю, традиции, природу своего края и уважающего живущих рядом людей. |
Социальное направление Проектная деятельность |
Леверьева ЛГ Федорова ЕМ |
2 2 |
Приобретение начальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи. |
Учебный план начального общего образования
|
| ||||||||
| |||||||||
№ п/п | Образовательные области | I ступень |
| ||||||
1а3а | 1б3б | 2а4а | 2б4б | ||||||
| ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
|
|
|
|
|
|
| |
| ФИЛОЛОГИЯ | 9/10 | 4/7 | 11/10 | 8/7 | ||||
1. | Русский язык | 5/5 | 2/3 | 5/5 | 4/3 | ||||
2. | Литература |
|
|
|
| ||||
3. | Чтение | 4/3 | 2/2 | 4/3 | 2/2 | ||||
4. | Иностранный язык | 0/2 | 0/2 | 2/2 | 2/2 | ||||
| МАТЕМАТИКА, ИНФОРМАТИКА | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | ||||
5. | Математика | 4/4 | 4/4 | 4/4 | 4/4 | ||||
| ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | ||||
6. | Окружающий мир | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | ||||
| ИСКУССТВО | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | ||||
7. | ИЗО | 1/1 | 1/1 | 1/1 | 1/1 | ||||
8. | Музыка | 1/1 | 1/1 | 1/1 | 1/1 | ||||
| ФИЗКУЛЬТУРА | 2/2 | 2/2 | 2/2 | 2/2 | ||||
9. | Физическая культура | 3/3 | 3/3 | 3/3 | 3/3 | ||||
| ТЕХНОЛОГИЯ | ½ | ½ | 1/2 | 1/2 | ||||
10. | Технология (труд) | 1/2 | ½ | 1/2 | 1/2 | ||||
| ВСЕГО БАЗОВЫЙ: | 21/23 | 16/20 | 23/23 | 20/20 | ||||
|
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ |
|
|
|
|
|
|
| |
11. | Культура народов РС(Я) | 0/1 | 0/1 | 1/1 | 1/1 | ||||
12. | Якутский язык как государственный | 0/1 |
| 1/1 |
| ||||
13. | Родной язык и литература |
| 5/5 |
| 5/5 | ||||
| ВСЕГО РЕГИОНАЛЬНЫЙ | 0/2 | 5/6 | 2/2 | 6/6 | ||||
| КОМПОНЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ |
|
|
|
| ||||
14. | Математика | 0/1 | 0/0 | 1/1 | 0/0 | ||||
| Всего | 0/1 | 0/0 | 1/1 | 0/0 | ||||
| ВНЕАУДИТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
|
|
|
| ||||
15. | По выбору | 10/1 | 10/1 | 1/1 | 1/1 | ||||
| Информатика | 0/1 | 0/0 | 1/1 | 0/0 | ||||
| Математика |
| 0/1 |
| 1/1 | ||||
| Ритмика | 2 | 1 |
|
| ||||
| Лечебная физкультура | 1 | 1 |
|
| ||||
| Шахматы | 1 | 1 |
|
| ||||
| Эрудит | 1 | 1 |
|
| ||||
| Развитие речи | 1 | 1 |
|
| ||||
| Музыка | 1 | 1 |
|
| ||||
| Мой край |
| 1 |
|
| ||||
| Умелые руки | 1 | 1 |
|
| ||||
| Проектная деятельность | 2 | 2 |
|
| ||||
| ВСЕГО: | 10/1 | 10/1 | 1/1 | 1/1 | ||||
| МАКСИМАЛЬНАЯ НАГРУЗКА | 31/27 | 31/27 | 27/27 | 27/27 | ||||
| Максимальная нагрузка по БУП | 31/27 | 31/27 | 27/27 | 27/27 | ||||
|
| 37 | 37 | 27 | 27 | ||||
IV. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования) конкретизирует требования Стандарта к личностным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, дополняет традиционное содержание образовательно-воспитательных программ и служит основой разработки примерных п